Я являюсь специалистом в сфере психо-физиологической осознанности (mind/body awareness), в обучении движению и боевых искусствах. Разработанная мной методика основана на том факте, что эмоции — это фундаментальные физические процессы в теле, которыми, следовательно, можно управлять через тело. Определяя и изменяя мышечные, дыхательные, постуральные и двигательные элементы эмоциональных паттернов, эмоция сама по себе может быть изменена. Создавая физическое состояние расслабленности, силы, чувствительности и равновесия, можно перестать чувствовать страх, гнев и спутанность и действовать под влиянием этих чувств, и вместо этого, создать ментальное состояние спокойной алертности (готовности), уверенности, чувствительности и самообладания.
Такое состояние спокойной алертности позволяет людям быть более уверенными, думать более ясно, и выражать себя лучше. Оно позволяет юристам лучше выступать и яснее доносить свои аргументы, и позволяет их клиентам оставаться сосредоточенными на практических шагах, которые им нужно предпринять в рамках судебного процесса.
В качестве примера процесса обучения, приведу случай клиентки, которая пришла ко мне, поскольку хотела научиться как оставаться спокойной в ходе своих показаний в процессе развода и определения того, у кого из супругов должны проживать дети.
Клиентка, назовем ее Мэри, испытывала физическое и эмоциональное насилие в детстве и находилась в браке, который полностью разрушился. Насилие, испытанное в детстве, создало у нее установку, что она не обладает силой противостоять вербальным и физическим атакам. Брак укрепил ее убеждение в собственной слабости, и перед ней лежала перспектива проиграть бракоразводный процесс в пух и прах. Она знала: чтобы достойно отстаивать свою позицию и добиться того, чтобы дети проживали вместе с ней, она должна выступать спокойно и ясно выражать свою позицию, и, кроме того, она понимала, что не знает, как это сделать.
В ходе шести сессий длительностью 1 час каждая на протяжении месяца я научил Мэри отслеживать ее дыхание, мышечный тонус и позу и использовать физические методы создания психо-физиологического состояния спокойной и уверенной ясности, которые послужили основанием для эффективного проведения процесса (Необходимо отметить, что Мэри была очень мотивирована, и достигла в ходе шести сессий результата, который люди с подобным травматическим опытом зачастую достигают за гораздо большее время). После судебного заседания, она сказала мне, что наши упражнения научили её оставаться способной контролировать свои чувства и, находясь в ситуации внешнего давления, отвечать на вопросы наилучшим возможным образом.
Развитие силы и спокойствия
Что может мешать эффективному функционированию в стрессовой ситуации? Эмоции вроде страха, гнева, диссоциации, шока, желания отомстить и т.п. делают людей неспособными к ясному и эффективному размышлению, говорению или действию.
Первым шагом в обучении тому, как эффективно действовать, является развитие осознавания чувств, мыслей и поведения в стрессовых ситуациях. Я использую эксперименты, чтобы дать студентам возможность оценить их привычные реакции в сложных ситуациях. В них мы разыгрываем ситуации угрозы, подобные испытываемым в реальной жизни, в безопасных, «лабораторных» условиях. Они достаточно реалистичны, чтобы пробудить чувство беспокойства, но достаточно малы, и потому безопасны и переносимы. Такие эксперименты могут проходить в форме простого разговора о проблеме, с которой они столкнулись, или же могут включать сложное разыгрывание ролей. Наблюдая за тем, как ведут себя студенты, выполняющие задания, мы получаем информацию о том, как они обычно ведут себя в реальной жизни и как это можно улучшить.
Когда я прошу людей отметить или описать то, что они делают и чувствуют в процессе эксперимента, они обычно начинают говорить на языке ментальных категорий, языке, который сосредоточен на чувствах, желаниях, мыслях и убеждениях. Вместо этого я учу их говорить о чувствах на языке телесных проявлений, который описывает телесные ощущения, дыхание, мышечные действия и изменения в позе. Использование телесного языка в самонаблюдении и рассказе о происходящем с ними помогает студентам сосредоточиться на конкретных элементах того, что они делают и чувствуют.
В общем случае, реакции на стресс включают в себя ограниченное и напряженное дыхание, напряжение мышц и сжатие и жесткость позы. Это часть реакции страха (испуга). Некоторые студенты вместо того чтобы напрячься, становятся вялыми и диссоциированными. Они испытали ту или иную форму травмы и научились на собственном опыте, что наилучшее, что они могут сделать — это пассивно ждать, пока угроза не исчезнет.
Какие бы эксперименты мы не использовали, будь то кидание монеток в чашку или ролевое разыгрывание разговора с супругом, студенты быстро осознают, что напряжение или вялость делают их неэффективными. Они проживают на собственном опыте, что не могут воспринимать, думать, говорить или действовать эффективно, когда они напряжены или вялы. Если они напряжены, они впустую расходуют энергию в плохо контролируемом разговоре или движении. Расслабляя, открывая и балансируя свои тела, студенты могут создавать более сильные, ясные и эффективные способы функционирования. Такое расслабленное, но сильное состояние явно контрастирует с состоянием напряжения или вялости. Более полное дыхание, расслабление и энергичность мышц, сбалансированная поза и более текучее движение — это служит основанием для эффективного действия, и этому можно научиться.
• • • • • •
Существует множество упражнений, которые я использую для обучения более эффективному состоянию ума/тела. Эти упражнения оказывают глубокое воздействие на функционирование людей, несмотря на то, что в них используются очень простые движения. К примеру, одно упражнение использует эксперимент в позе сидя. Я прошу людей раскачиваться вперед-назад между прямой позой и неустойчивой. Большинство людей верит, что прямая поза достигается поднятием грудной клетки, отведением плеч назад или выпрямлением спины, и практически никто не замечает, что выпрямление спины в действительности — это функция вращения таза. Когда таз вращается назад, позвоночник теряет основание, на которое он может устойчиво опираться, он искривляется и появляется сутулость. Когда таз вращается вперед, для это задействуются глубокие мышцы центра (core), а не поверхностные мышцы спины, и при этом отсутствует напряжение грудной клетки, плеч и спины — позвоночный столб двигается вперед и вверх, достигая расслабленной и стабильной позиции сидя. (В действительности, процесс немного сложнее и его подробное описание выходит за рамки данной статьи)
Эта новая поза сидя создает удивительный опыт устойчивой силы без усилия. Многие люди впервые в жизни чувствуют себя действительно сильными физически. Такая форма организации тела также находит свое продолжение в психологическом чувстве личной силы и силы воли, и это чувство критично в развитии внутренней или внешней способности справляться с сложными ситуациями.